Фотографии
Гимн доброхота

Курдина Н.А. «В поисках смысла или Что значит изучать «золотой век» русской культуры?»

Доброхотское движение

Основой доброхотства является помощь и бескорыстный труд. Идейный вдохновитель этого движения Семён Степанович Гейченко, который с 1945 по 1989 год был директором Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Роль С.С. Гейченко заключалась в том, что он смог по крохам собрать и объединить благородные порывы, находя путь к сердцу каждого, кто хотел бы оказать помощь Пушкинскому заповеднику «Михайловское» в Псковской области. Безвозмездный труд в условиях музейной среды – вот основа доброхотства.
 

Труд, на который поднимаются школьники, приехавшие в заповедный уголок, посилен каждому: прополка и полив цветников, уборка сена, уход за парковыми дорожками и прудами, укладка или расчистка водостоков, уборка экскурсионных троп, очистка окрестных лесных массивов, пойм рек и озёр. Да и много ещё других работ в парках и садах, на территории старинных усадеб.

Доброхотское движение в нашей школе

Свою доброхотскую деятельность педагоги и учащиеся нашей школы начали в 1993 году именно в Михайловском. Очень скоро возникла идея развивать доброхотское движение и на других территориях: сначала в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Хохловка», в Вишерском природном заповеднике, а затем в музее-усадьбе П.И. Чайковского в городе Клин Московской области, ботаническом парке середины XIX века «Кузьминка» в посёлке Ильинский Пермской области. В доброхотское движение стали включаться учителя школы разных предметов и всё новые и новые школьники. Да и есть где работать: в усадьбе Менделеева «Боблово» в Московской области, в Ниловой пустыни в Тверской области, в музее-усадьбе П.И. Чайковского в Воткинске, а ещё почистить территорию у истока Камы, поработать в ботаническом саду Пермского университета, в приюте для бездомных животных…
 

Доброхотские отряды формируются задолго до каникул, уточняются сроки и место, где можно разместить палаточный лагерь. Музеи и организации, принимающие доброхотов, готовы к сотрудничеству: есть видение и понимание не только собственных проблем, но и тех воспитательных задач, которые заложены в бескорыстном труде. Дорого то радушие, с которым встречают ребят-доброхотов в музеях-усадьбах. Летом 2001 года отряд доброхотов из Перми прибыл в Нижегородскую область в музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» оказать помощь в благоустройстве территории парка. Встреча с руководством музея сопровождалась приятной фразой: «У нас сегодня счастливый день: к нам приехали доброхоты!»
 

Задача, которая стоит перед доброхотами, - сберечь для будущих поколений уголок своей земли, научиться жить, не нарушая гармонии и красоты во всём, что нас окружает. Помните пословицу: мудр человек от доброго дела, которое творит. Значит, это верный путь – сделать так, чтобы своими руками возвращали дети красоту и порядок на родной земле, творили добро пусть в маленьком её уголке. А добродетель украшает душу человека! Как меняются лица ребят, их взгляд на мир, когда они возвращаются из доброхотской поездки: глаза светятся добром, желанием и дальше делать что-нибудь полезное… Вот несколько строк из дневника доброхота: «Сегодня мы дочистили порученный нам вал на краю парка со стороны Сороти. Как поразительно изменилась эта часть парка! Помню, когда мы только приступали к очистке вала, то сверху с трудом просматривалась Сороть. Теперь же она притягивает взгляд – эта чистая голубая лента…»
 

Часто дети, которые побывали в доброхотской поездке, снова стремятся попасть в число тех, кто едет в заповедник работать. Почему? Ответов на этот вопрос будет много, и ни один не даст полного и точного объяснения: «потому что хочется вновь насладиться красотой природы», «потому что едут друзья», «потому что хочу помочь заповеднику»… На предложение вместо такой поездки отправиться с друзьями в поход по реке Чусовой, где много живописных мест, а право помочь заповеднику предоставить кому-нибудь другому, можно услышать ответ: «Я там тоже нужен». Разве сегодня это не одна из важнейших задач: воспитать человека, стремящегося быть полезным отечеству?..

Точка зрения педагога

Если взглянуть на доброхотство с точки зрения педагога, то очевидными будут цели приобщения детей к доброхотскому движению:
- формировать активную жизненную позицию детей, эмоциональное отношение к положительным сторонам действительности, желание и умение выразить их в своей деятельности;
- создать благоприятные условия для воспитания в детях уникальными средствами музейной среды бережливого отношения к достижениям отечественной культуры, развития самостоятельности, раскрытия личности.

Формирование доброхотских отрядов

Опыт руководства доброхотскими отрядами показал необходимость в разновозрастных отрядах. Воспитательный эффект возрастает, потому что младшие быстрее овладевают навыками самостоятельности, а у старших без специальных поручений от педагогов появляется ответственность за младших.


Круг доброхотов в пермской школе №9 многочислен: каждое лето формируется до 5 отрядов. Доброхотское движение – международное. В Пушкинский заповедник едут поработать школьники, студенты и педагоги из Эстонии и Беларуси, с Украины, приобщались к доброхотскому труду и французские ребята, география российских территорий, откуда приезжают доброхоты велика: Москва, Санкт-Петербург, Пикалёво, Ижевск, Набережные Челны, Сыктывкар, Пермь… Многие годы доброхотствуют ребята из пермского молодёжного клуба пушкинистов «Союз друзей». Интересно, в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне каждое лето работают ребята, которых называют «Муравейное братство». В усадьбу М.Ю. Лермонтова в Тарханах приезжают ребята из деревни Чемодановка Пензенской области. В пушкинскую усадьбу в Большое Болдино едут доброхоты из Ижевска.

История доброхотства

Доброхотство, возникшее и утвердившееся в 1950-1960-е годы и нашедшее впоследствии значительное количество своих сторонников и единомышленников, это одновременно и способ жизни, и образ мышления. «…Настоящий доброхот никогда не бросает друзей, всегда готов помочь людям, бережно относится к чужому труду, искренне беспокоится о судьбе старинных усадеб и парков, … не позволит ломать деревья, жечь костры, бросать мусор не только в парке, но и в своём дворе, в своём городе, …стремится привлечь к доброхотскому движению своих друзей, знакомых… Доброхотом нельзя стать на неделю, месяц или год: доброхотом остаются навсегда!..»

 

«Работы у нас хватит на всех! Эта работа несравненно благотворно сказывается на сознании ребят», - писал Семён Степанович Гейченко – патриарх музейного дела России – и поддерживал доброхотский труд в Михайловском, завещая продолжать традицию.


 

Окулова Ольга Владиславовна, учитель русского языка и литературы
Адрес: 614039, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 45
Телефон: +7 (342) 212-80-71
E-Mail: school9-perm@ya.ru
Вопрос администратору сайта